На сегодняшний день школа обучает детей читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы. Таким образом, школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности.
Финансовая грамотность в школе детей- приоритет всей национальной стратегии, сосредоточенной на повышении общего уровня финансовой грамотности в нашей стране.К 2023 году изучение финансовой грамотности должно охватить 100% школьников и студентов. Финансовое образование школьников будет проходить в рамках уроков - начальной школе на уроках математики и окружающего мира, а для 5-11 классов – на обществознании, математике и географии.
Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, но особая роль принадлежит «Обществознанию».
Формирование основ финансовой грамотности на уроках «Обществознание» происходит при знакомстве с научной точки зрения с понятием «Экономика» в 7 классе и продолжается до 11 класса при изучении блока «Экономика».
Учащиеся 8 класса уже более осознанно подходят к овладению навыками финансовой грамотности. При изучении темы «Инфляция и семейная экономика» уделяется внимание таким понятиям, как номинальный и реальный доходы семьи, сбережения населения, банковские и страховые услуги. Знакомясь с формами сбережения граждан, учащиеся смогут ответить на проблемный вопрос: «Какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ?». Изучая банковскую систему, учащиеся получат информацию о видах кредита, возможностях его получения, научатся сравнивать банковские кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по кредитным платежам с использованием формулы простых и сложных процентов.После изучения темы учащимся предлагается задание: создать «портрет» финансово грамотного человека, обладающего достаточным уровнем знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать ответственные решения. В 9 классе, изучая тему «Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних», учащиеся знакомятся с видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что финансовое образование должно начинаться как можно раньше и продолжаться до конца школьного курса. В идеале, финансовое образование должно быть отдельным предметом школьной программы, но его интеграция в другие предметы, такие как математика, география, право также может быть весьма эффективным, при соблюдении главного условия – это возрастное соответствие материала.
Финансовое образование детей на уроках обязательно должно соответствовать их возрасту, так как потребности и способность и осознанию детей и молодежи значительно отличаются от потребностей взрослых.
Заместитель директора по УВР С.В.Нужнова
https://sosh3.bkobr.ru/deyatelnost/funktsionalnaya-gramotnost/finansovaya-gramotnost/2036-finansovaya-gramotnost-v-shkole#sigProId130a68ee12